Гедда Габлер (режиссерские письма) 2008 год
Письмо 1
Некоторые несвязные мысли
Машенька, попробую формулировать всё письменно, обрывочно, хотя это и сложно. Итак, мы сделали всё возможное на том этапе, на котором находились. Уловлен ритм, уловлен центр характера, уловлен стиль. Сегодня нужно начать разрабатывать дальше.
Первый выход — ее идеальное. Услышав то, о чем шепчутся эти люди — просто тихо исчезнуть из их жизни. А шепчутся они о качественном использовании ее как вещи, которая может быть очень полезна в карьере. Что важно в этом кусочке - «прозрачность», ты двигаешься сквозь воздушное пространство сливаясь с ним, ты почти невидима и бестелесна, атомы тела растворяются в облаке твоих духов, ты как радуга, свет есть, но он только отражение от частичек воды, через тебя можно пройти и ничто не может повредить тебе. Свечение идет от тебя, от цельности и растворенности...Мыслей нет, только пропускаю воздух и чувствую коврик, касание воздуха о кожу, слова доходят до мозга, глаз нежно регистрирует, не остро, не дергаясь, плавность во всём, плавающая улыбка Будды играет на нежных губах и когда понимаешь, что они шепчутся про тебя — говоришь внутренний монолог «Простите, что мешаю вам, я не хочу быть обузой, простите, я вас очень люблю, но мне нужно уйти, исчезнуть, чтобы не создавать такого напряжения между вами...» Ты в этом моменте думаешь только о других. Об их благе!
Второй выход — зеркальный. Всё повторяется. Попробуй выдержать паузу перед первыми словами. Не дави и не произноси их актёрски для дальних рядов. Пусть эти слова будут направлены именно тете. При этом очень важно, что к тебе кинулся Саша, на помощь, спасибо ему скажи без слов, только погладив взглядом...Опять возникла дурацкая пауза...Тетя не ожидала такой мизансцены, она ее унижает и задевает женщину, тетя начинает борьбу за внимание Саши. Тебе нравится, что удалось ее задеть — слишком ты не любишь родственные отношения. Но ни в коем случае не показывай этого! Будь ангелом. Это не значит, что нужно улыбаться бесконечно, постарайся просто сохранять «чистоту внутреннего озера», не вступай в эти дрязги. Когда у тебя болела голова — ты была сосредоточена только на ней, все остальное воспринималось как бы через стекло...Так и здесь — твое существо давно заморожено, внутренняя девочка, которая любит Левборга прикована к холодной батарее и живет в углу, она почти убита, эта девочка...Самая ценная часть ее, которая потом взорвет всё на своем пути, превратившись в неуправляемую страшную силу...
Именно переход, постепенный переход от холодного и прогибающегося перед обстояьельствами создания к ребенку, проснувшемуся и размороженному, но совершенно не приспособленному к этому миру...Ребенок не может пока гнуться — его еще не научила жизнь, он ничего не боится — он орёт, когда требует чего-то, он плачет, он смеется, у него отсутствует страх смерти или страх показаться смешным, он полностью обнажен и воплощает собой ЖЕЛАНИЕ: в финале открытые миру глаза, «трогающие» каждый атом и беззвучно кричащие о помощи у каждого, даже у тети, даже у мужа, даже у теа и бракка... «Пожалуйста, не дайте мне умереть, пожалуйста, спасите меня, пожалуйста, дайте мне руку!!!!»
После того, как она отвергла в душе своей любовь к Левборгу, ее самооценка сильно понизилась, ее шея много стала гнуться, мягко, как бы извиняясь (помнишь, как она извиняется за новое пианино...при случае, конечно...
Приход Левборга и когда они остаются только вдвоем...открытки...Не спеши!!! Говори себе внутри — ну вот ты и пришел, я знала, что ты придешь, потому что услышал меня, я ждала тебя все эти годы...Я очень сильно люблю тебя, только тебя, и ты это знаешь...НО КАК ТЫ МОГ ТАК ДОЛГО НЕ ПРИХОДИТЬ????!!! Борьба ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ, которая происходит внутри ее сердца, отнимает все силы! Поэтому невозможен никакой быт или бытовые ужимки или интонации!
Никаких игр лицом!!! никаких поднятых бровей и гримасс страдания или гимасса «рёва бабьего»! Вытянутость, вертикальность и только почти немигающие глаза, «всасывающие» его атомы присутствия...ВЫЖИТЬ....ТОЛЬКО ВЫЖИТЬ...Потому что внутри замороженная бьется с ребёнком, который еще чуть-чуть и выйдет из-под контроля...И разнесет все вдребезги, как бомба...Замороженная еще очень сильна. Поэтому лицо почти не дергается, это самая нечувствительная пластина! Только энергия!!! в конце ты просто выпустишь всю воду и станешь просто старая...как на премьере, когда еле доиграла спектакль...Боль внутри была настолько сильна, что не позволяла думать о лице. Используй вес тела — сначала тело безвоздушное, не весит ни грамма, в конце — оно очень тяжелое, на плечах много груза, понаблюдай как движутся больные или старые люди, не живчики-старики, а страдающие от физической боли старые люди и чуть-чуть пробуй утяжелиться и замедлить все реакции, это когда ребенка сильно избили, он смотрит как старичок при этих потрясающих широко открытых глазах и на каждое движение реагирует. И еще...последняя проходка...надо искать. Не гордая точно! Может быть израненная, асинхронная, не так быстро может быть...поэтому так оправдана остановка и ЧЕРЕЗ ПАУЗУ, в которую она спиной слушает повернуться озираясь, старушка такая...улыбка простите, я сейчас попробую...
Изменений не будет почти никаких, все мизансцены останутся точно такими же, только появятся оттенки и глубина...Через тебя зритель понимает главную идею - «никогда не предавайте своей любви! Никогда не стремитесь убить ее. Иначе в какой-то момент любовь вернется за вами и убьет вас»
Советую взять у володи или лены запись и еще раз пересмотреть последний спектакль. Отмечать все неоправданные хлопотания лицом и изображение страстей, все скрыть! Скрытое воздействует много сильнее!!! выраженное — теряет силу, вызывает только смех и низводит трагедию до уровня сентиментальной драмы.. Пусть у зрителя будет потрясение, пусть он обливается слезами и его трясёт.
Письмо 2
Привет, Машенька!
Насчёт мамы - это здОрово! Только третья мама у тебя жесткая тетка, как назвал меня один человек "огонь-баба", ахахаха, потрясно! тут http://community.livejournal.com/knam/57705.html?nc=7
Ну да что делать - мам не выбирают, они приходят и пинками гонят нас к успеху, моя мама была жесткой и полной энтузиазма и веры в жизнь, как-нибудь мы привезем в Ха "Мою Маму" и ты поймёшь меня.
Только что смс-силась с Гошей - они завтракали в Питере и говорили про "Гедду", знаешь, какие были разборки после спектакля, жаль, что ты ушла раньше, мы сидели в Копейке и Гоша (у него второе образование - театральный критик)активно винил меня за неидеальный, с его точки зрения спектакль. Все остальные кричали ему - ну вот ваша Гедда Габлер по сравнению с этой - вот уж говно полное!(имелась ввиду гедда габлер у Фоменок, но в одном все были согласны - нет развития. А развитие, то есть движение, т.е. переход от "есть" к "стало" идет только через тебя - пьеса так написана, что героиня движет действием. Так вот, Гоша говорил, что он знает в истории театра только два случая, когда актриса полностью доверилась режиссеру и в этом проигрывает спектакль - это Кирилл Серебренников с его "Голой пионеркой" и Чулпан Хаматовой и я с тобой. В чем фишка. В том, что и Кирилл и я не заложили развития еще в процессе репетиций и в режиссерском замысле. Выходит Гедда - и сразу видно, с первых фраз - стерва и застрелит и себя и всех. Гоша очень точно описал то, что мы и хотели - она мстит ему за то, что не застрелила тогда и стреляет сначала его, а потом и себя. Типа такого у Ибсена нет, а смотреть два часа на одну и ту же краску у актрисы невозможно, идёт отторжение, как когда смотришь на человека, по-настоящему рыдающего над смертью близкого - развития нет - смотреть неприятно и ты стараешься побыстрее покинуть комнату покойного, что-то типа того)))) И Чулпан, потрясная актриса как вышла пионеркой, так и ушла со сцены, без развития. (не видела, жаль...)
На это я ему конечно сказала про Андрея Белого, который определил героев Гедды как смертников - они только появляются - и я (он, Андрей Белый) сразу чувствует, что нет у них другого выхода - только смерть. То же и с Гамлетом. Эта роль тоже без развития, Гамлет воплощает себя в тот момент, когда он УЖЕ РЕШИЛ отомстить за отца, чтобы справедливость мировая восторжествовала...
На это он мне ответил, что не надо полагаться на одно мнение какого-то Белого)))) В общем, вся группа завороженно слушала, принимая то мою, то Гошину точку зрения. Но я-то знаю, что развитие ДОЛЖНО быть!!! Просто там некогда рассиживаться и делать все затянутым. Поэтому наша задача в первых сценах не жать ритм, не гнать его, и не выпускать СРАЗУ 100%-ую оценку на Левборга - "Послушай, а не там ли живет и этот...Эйлерт Левборг?" Может быть, спрятать! Только глаза, даже дыхание контролировать - типа - ничего я не чувствую, напротив, становлюсь еще более внимательней к любимому мужу, Бракку и к Теа...Просто иногда тело САМО реагирует - когда ты стоишь и крутишь ее волосы, а потом приходишь в себя и пугаешься этой животной силы, которая начинает просто переть из нее... Поэтому всё мягче, только эти моменты прорывов. Чуть затормози расспрос на коврике - чуть добавь пауз перед "Сколько лет прошло с тех пор?" или перед Ты кажется была экономкой у фогта....Постарайся, чтобы Лена реально не увидела, что ты испытываешь ревность. Добавь удивления от каждой ее фразы от новой информации "Неужели? Афигеть! Вот это да, уму непостижимо..."на растерянной улыбке, то есть на НЕЗАМЕТНОМ вдохе от каждой новой порции новой информации. Не грубо хватай ее за лицо! когда спрашиваешь "Что скажет муж..." Не выдавай свою боль!!!Работай весом тела, он ПРОДОЛЖАЕТ набираться. Вес тела от этой сцены станет чуть тяжелее, чем ДО этой сцены. Информацию, которую она выведала и Теа начинает убивать ее, ревность поселяется уже в сердце...Просто очень хорошо, если за стулом, когда стоишь, начинает крутить живот, внезапно, как у меня в день премьеры, когда я почувствовала, что светаи звука просто не будет! Но не явно, я изо всех сил старалась не показывать вида, что живот крутит, только иногда, когда сильная боль...И прибрать можно сцену у стены - не так сразу! только чуть-чуть! Тело пусть съезжает, а лицо не показывает БОЛИ! Блуждающая улыька удивления.
Зато следующая сцена даст тебе возможность быть легче!!! Ты так будешь счастлива, что Левборг будет участвовать в конкурсе, что не можешь удержать азарта и свечения, за что жестоко будешь наказана в следующей сцене...Про лакея и лошадь...Он хотел тебя раздавить за то счастье страсти, которое увидел на твоем лице! В нем разгорается тоже ревность!
Может и в сцене с пистолетами добавить улыбки? Не ненависти и досады, которая есть сейчас, а еще и легкого тела "Он придет! Он где-то рядом в городе!" Одна эта мысль заставляет мурашками бегать кожу...и настроение повышается и хочется испытать свою женскую власть на этом старикашке, ага! я еще прекрасна, у меня еще получается сводить с ума!!!ПОДГОТОВКА К ПРИХОДУ ЛЕВБОРГА - секс-гимнастика))))для блеска в глазах. Но она не учла, что страсть так захлестнет, что ее полностью раздавит Левборг, и она не королевой его встретит, а зомби...с одной мыслью - ТОЛЬКО БЫ ВЫЖИТЬ...через нее идет напряжение 220 вольт...что-то такое...
Comments